Конечно, сразу хочется сказать: «Просто не приучайте!», потому что компьютеры и смартфоны, хоть и очень удобны иногда нам, родителям, крайне вредно влияют на развитие и здоровье ребёнка. Особенно опасно “подсаживать” на гаджеты детей до 3 лет: именно в этот период формируются речевые навыки — и именно через тактильное познание окружающего мира (потрогать, попробовать на зуб, пересыпать, толкнуть), через эмоциональные отношения со взрослыми, через первые попытки выразить свои потребности словами. Но не через экран.
Если же реакция родителей на перечисленные действия малыша — телефон с мультиками, то развитие коммуникативных и речевых навыков затормаживается.
Но что делать, если всё-таки отношения с телефоном или планшетом уже сложились слишком прочные
- Ввести расписание, определить количество времени и давать доступ строго по будильнику.
- Предоставить альтернативу, причём увлекательную и интересную. Да, просто отобрать и наказать — проще, но если вы хотите положительный результат в долгосрочной перспективе (и не испортить отношения с ребёнком при этом) — нужна замена одного удовольствия другим. Выставки, кино, настольные игры всей семьёй, сходить на какой-нибудь увлекательный мастер-класс, поставить опыты — к счастью, сейчас интересных вариантов огромное количество!
- До 3-4 лет у ребёнка обязательно должно быть сенсорное многообразие. Это самое “пощупать”, о котором мы сказали в самом начале. Маме хочется посидеть 10 минут в тишине? Дайте малышу самодельную сенсорную коробку, в которую спрятаны “драгоценности” (кубики, фигурки) — пусть себе шуршит, сортирует, перебирает.
- Идёте на улицу или в кафе — идите без гаджетов. Очень часто мы сами формируем ассоциацию “отдых=гаджеты”. Ребёнок устал в дороге? Включите ему музыкальные сказки Железновых, поиграйте в пальчиковые игры, сделайте нейрогимнастические упражнения, если вы едете — называйте все предметы за окном, сочиняйте про них истории.
- Не награждайте гаджетами. Когда ребёнок получает доступ к телефону или компьютеру за полученную пятёрку, помощь маму, уборку, случается подмена понятий: помочь родителям не потому, что им требуется его помощь, а потому, что за это дадут мультики; хорошо учиться не потому, что это важно для успешной жизни, а потому что позволят в компьютерные игры поиграть.
- Самый неприятный для родителей пункт 🙂 Следите за собой. Чаще всего дети копируют поведение старших близких. Поэтому, согласитесь, просьба “отлипнуть, наконец, от телефона” будет звучать странно из ваших уст, если вы сами с ним не расстаётесь. И если вам прилетит от ребёнка: “А почему тебе можно весь вечер сидеть в соцсетях, а мне нет?!” — ну, это будет законный и логичный вопрос 🙂 Да, сейчас очень сложно жить, не отвлекаясь на смартфон с рабочими и родительскими чатами. Но именно поэтому крайне важно в те моменты, когда вы что-то делаете вместе с ребёнком, полностью включаться в процесс происходящего. Оставляйте на вечер только звонок, без всякий уведомлений и оповещалок. Если действительно что-то случится, вам позвонят. А если не позвонят, значит, — ничего срочного, и вы сами сможете прекрасно отдохнуть в кругу близких людей.
Как отучить ребёнка от гаджетов