- Нужно ли заранее готовить ребёнка к учёбе школе?
- Или всё-таки «всему своё время» и дошкольное детство — для игр и развлечений?
- Мозг ещё не готов “учиться”, ещё “рано”, памяти, внимания и мышления ещё нет, которые позволят учиться…
- Всё должно быть по желанию, в школу пойдёт, там всему научат.
- А учителя в школе за что зарплату получают? Разве это не их задачи?
- Вы умели читать и считать, когда пошли в школу? Нет, скорее всего! Так зачем требовать это от детей?
Дорогие мамы и папы дошкольников! Специально для вас в этой статье руководитель студии “Вместе с мамой” Мария Викторовна Калашникова разбирает самые популярные мифы, слухи и сомнения, которые регулярно встречаются в “мамских” группах и комментариях в наших соцсетях, когда речь заходит о подготовке к школе.
Никакой воды и домыслов — только возрастная психология, особенности современной образовательной системы и практический опыт, ведь в нашей студии работают опытнейшие педагоги сильнейших гимназий Казани, которые не понаслышке знают, как строится учёба в начальной школе (и что там на самом деле ждёт детей).
Миф 1. “Всему научит школа”
“Я пошла в школу и ничего не умела, научили же”,
“Зачем учить читать и считать заранее? А школа для чего?”
Это одновременно самый распространённый и самый опасный миф. В нашей группе Вконтакте мы с коллегами много раз рассказывали, что в августе запускали 1 интенсивную группу по чистописанию для второклашек и 3 интенсивных группы по обучению чтению с нуля — для них же…
Да-да, это были те самые дети, родители которых думали, что читать научит школа. Как нас с вами. Но…
- Мир сейчас стремительно меняется, равно как и система образования. Все учебники и рабочие тетради рассчитаны на уже читающих детей, причём с большим словарным запасом. Вот посмотрите на классическую рабочую тетрадь первоклассника по окружающему миру:
Ребёнок должен не просто прочитать задания, но и понять (к вопросу о важности богатого словарного запаса!), что от него требуется! Та же самая история с математическими задачами, кстати. Не сумел прочитать нормально и/или не понял, что прочитал — и вот уже провалы по математике… Как можно решить задачу, если ты просто не понимаешь, что от тебя требуется?
И с письмом примерно такая же история… Учитель даёт алгоритм красивого написания букв. Но если у ребёнка не готова рука к письму (значит, автоматически и скорость письма в разы медленнее), привет, почерк как у курицы лапой, “грязные” прописи и тетради, занижение оценок и бесконечные сравнения с одноклассниками, которые пишут лучше!..
- Добавьте к этому другую наполненность классов. Даже частные школы “грешат” классами по 20+ человек, а уж 30-40 человек в обычной государственной — современная реальность, увы…Чем это грозит ребёнку?
Учитель одновременно должен следить за дисциплиной, давать материал, проверять огромное количество тетрадей, заполнять кучу важных бюрократический отчётностей… У него физически нет ни времени, ни сил отслеживать, насколько качественно усвоил материал каждый ребёнок в классе. Это не его проблемы сегодня, а ваши.
Миф 2. Мозг дошкольника не готов к обучению. До 7 лет — время игр!
«Дочери 6 лет, ничего не интересно, ни читать, ни считать. Думаю, так мозг устроен, рано ещё»
«Мой сын вообще сидит дома, нигде не занимается, я не переживаю, начнёт учиться- — полюбит»
Да, 7-10 лет — идеальный возраст для освоения нового. Ребёнок в норме в этот период легко впитывает информацию, любознателен,ему всё интересно, но… Если вокруг него создана среда, подогревающая исследовательский интерес. Если он уже знает, что учиться — это здорово, а каждая прочитанная книга — новый, увлекательный мир! Но…
Первый класс — стресс для любого ребёнка, даже для подготовленного к школе.
Новые люди, в том числе очень строгие. Они ещё и требуют что-то, могут даже накричать и наказать, да ещё при одноклассниках. Если очень не повезёт (а такое встречается часто) — наказания, критика, сравнения с другими детьми со стороны учителей могут звучать очень грубо и в целом сильно подрывать уверенность ребёнка в себе и своих силах.
А теперь возьмём не подготовленного школьника, у которого что-то не получается или он не допонял тему. Переспросить боится, потому что в ответ могут презрительно заявить: “Чем ты снова слушал, Петров?”… Хохот класса…В итоге ребёнок и тему не усвоит, и себя будет считать бестолковым неучем…До любви ли тут? Конечно, нет.
Теперь ещё один важный момент про возраст. Любой профессиональный возрастной психолог подтвердит: в среднем, с 5-5,5 лет у ребёнка появляется способность выделять гласные звуки в начале слова. Это тот самый звоночек: ура, можно начинать обучение чтению! Ребёнок готов! Просто чтобы ему было интересно и легко учиться в таком нежном возрасте, игры, упражнения и задания должны быть в игровой форме.
Миф 3. Школа не имеет право отказать ребёнку в приёме, если он не умеет читать или считать.
Тоже опаснейший миф, из-за которого очень многие родители в июле-августе начинают в панике суетиться. Да-да, когда получают отказ от школы в приёме в 1 класс.
Конечно, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» приём в 1 класс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений не проводится конкурсной основе. Более того, он запрещён! Но снова есть важное «но»…
“Нет мест” — самый распространённый “легальный” способ отказать вам. И с ним практически ничего нельзя сделать. Многие школы, особенно “сильные” лицеи и гимназии при формировании классов негласно ориентируются как раз на умение читать и считать. Часто там есть очередь из “подготовленных” желающих — и если ваш ребёнок не умеет читать или считать, после собеседования-знакомства его ждёт отказ.
Резюмируя всё вышесказанное. Не устанем твердить: научить ребёнка читать и считать до школы — подарок и ему, и вам. Он будет легче и быстрее схватывать новую информацию, по собственному желанию читать, а не потому что вы пинает. Ну а вы, как минимум, сэкономите деньги на репетиторах.
Кстати, у нас есть прекрасная пошаговая инструкция по обучению чтению с нуля